Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Мы здесь, на Сплетнике, люди образованные. Мы и книги читаем, и фильмы смотрим. Но совершенству, как известно, предела нет. Сегодня я хочу начать знакомить вас с теми людьми, которые очень часто остаются в тени - со сценаристами. Согласитесь, какой бы хороший не был режиссер и талантливый актер, без толкового сценария ничего не получится. А если взять и прочитать сценарий отдельно от фильма, открывается порой глубина мысли, которую не смог передать актер на экране (вот загнула-то).

Начать хочу со своего фаворита - Николая Эрдмана, тонкого сатирика и остроумного человека, который всю жизнь страдал за свой  острый язык. О биографии я много писать не буду. Родился в семье балтийских немцев в 1900 г. В тридцатые уже за одно это его могли посадить. Мало было? Так он еще начал зарабатывать сатирой, писать либретто для оперетт, злободневные пьесы. Правда пьес он успел написать только две - одну, "Мандат", поставили, а вторую, "Самоубийца" разрешили к постановке только в 86 году(!). Была ссылка за политические пародии, запрет возвращаться в Москву, отлучение от работы в театре. Позже, уже после войны ему разрешили писать интермедии и сценарии для фильмов, но только в соавторстве, а в титрах его имя затирали.

Вы думаете, что никогда не слышали о таком человеке? А если я вам скажу, что его фразы стали крылатыми и вы употребляете их каждый день? Удивитесь? Тогда может вспомним фильмы, для которых он писал сценарии, и шутки из них.

Веселые ребята (1933 г)

* Я Вас познакомлю с моей мамой - А она не заругается? - Ну что вы! Моя мама умрёт от счастья! - Ладно, если умрёт - приду.

* Щас выступит...музыкальный ансамбль...имени ЛИСТАпрокатного цеха...

* Товарищ комендант, мы творческие работники. Нам нужна мёртвая тишина. А там черт его знает, что с утра творится. Шум, тарарам. Примите энергичные меры, товарищ комендант! Обратите внимание - что это делается. Чёрт знает что, товарищ комендант. Пожалуйста, потрудитесь!

* -Рейс сделали? Сделали. Тридцать рублёв подряжали? Подряжали. Гони монету! - Да погоди ты, сейчас отработаем-обратно поедем - Покойник же, товарищ...- Покойник подождёт, ему спешить некуда....

* Думала, думала.....Индюк тоже думал...

* -Играйте! -На чем? -На губах!!!

* Граждане! Имейте сознание! Катафалк не резиновый! Местов больше нету!

* — Мы думали, что вы — музыкант, а вы — пастух!
— Сегодня — пастух, а завтра — музыкант.
— Ну, вот завтра и приходите!

* — Подарите мне карточку с вашим автографом!
— Знаете, Лена, я для вас ничего не пожалею, но вот чего нет, того нет…

* — Моя мама в восторге от вашей музыки. Вы такой молодой и уже гений! Как это можно?!
— Привычка…

Волга-Волга (1938 г)

* Пароход-то хороший, только он воды боится!

* Держите её! Она сломала пароход! Неслыханное хулиганство: по только что отремонтированному пароходу — топать ногами!

* — Спасайся, кто может!  — А кто не может?!

* Вы меня учить вздумали?! Я на этой реке все мели знаю! Вон — первая!(Парусник с грохотом садится на мель) Вот вторая!..

* Заберите у товарища брак и выдайте ему новый.

*  — Просят остановить пароход! Должно быть, там несчастье!  — Какое там может быть несчастье, когда я — здесь?!

* — То — чей-то дядя, а то — Бетховен!  — Подумаешь! Может, Бетховен тоже чей-нибудь дядя был!

* - Ты должен кричать, только то, что я буду говорить! Кричи: "Отвечай!
 - Отвеча-а-ай!
- Кричи теперь: "Совершенно секретно".
- Кричи теперь совершенно се-кре-тно!
- Да ты "кричи теперь" не кричи.
- Ага, значит кричать теперь не нужно, а когда же кричать?
- Кричи теперь, только теперь кричи не "кричи теперь", а кричи теперь "совершенно секретно".
- Кричи теперь ...не кричи теперь, а что ж кричи теперь...кирпичи теперь... тьфу! Не понимаю!
- Да кричи только "совершенно секретно"!
- Секретно я кричать отказываюсь! - Тьфу, ты черт.

Морозко (1964 г.)

*— Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?  — Ты чего, дед, очумел совсем?! Не видишь, у меня руки и ноги замерзли! Подавай скорее жениха! Да приданого! Да побольше!

* А-а, Иван! Явился не зван. Повернул избушку, иэхх, разбудил старушку!

* У нашей дуры – ни лица, ни фигуры… вся в папеньку.

* — Ты – естеством, а я – колдовством!

*  — Подайте сиротке безродному, голодному и холодному, слепому, хромому и глухонемому!

* — Прынцесса! Как есть прынцесса! — … — Не, не прынцесса… — А хто жа? — Королевна!

Огонь, вода и медные трубы (1968 г)

* — Дура!
— Зато красивая!

* — Ты кто?  — Министр.  — Какой министр?  — Без портфеля. На всякий пожарный случай.  — Значит, за пожар во дворце ты отвечаешь?  — Так точно, ваше величество!  — А тебе известно, чем ты отвечаешь?  — Известно, ваше величество!  — Чем?  — Неизвестно чем! (царь стучит его по лбу, раздаётся звон)  — Да он же дурак!  — Зато преданный!


* — Коша, надень шапочку, а то лысинка простынет!

* — Я не по своей воле утопленница.
— А по чьей же?
— Меня добрые люди утопили...

* — Сколько же ты выпил, батюшка?!  — Я старался, матушка!  — Перестарался, батюшка!

*  — Это бедствие, а проще говоря — удача, создает все условия для пожарного сословия. 

*  — Туши освещение, освобождай помещение!

Летучая мышь (1979 г.) Сценарист и режиссер фильма Ян Фрид адаптировал либретто Эрдмана.

* — Жена-это прочитанная книга, а прочитанную книгу можно беречь, хранить, переплетать, но читать ее заново уже не интересно

* — На следующее утро после Варфоломеевской ночи Екатерина Медичи и Маргарита Наваррская пошли в баню…

* — Вот такое упражнение (туда-сюда, туда-сюда) называется стрельба глазами!

* — Да, но Розалинда будет думать, что я отправился в тюрьму.
— Ну и пускай думает. Раздумья украшают женщину.

* — Люди и повыше Вас сидели.

* — Скажите, милая Адель, госпожа Розалинда всё это время хоть вспоминала обо мне?
— О, сколько раз!
— И что же она говорила?
— Каждое утро-одно и то же. "Адель,-говорила она,-если сегодня придёт господин Альфред, меня нет дома."

*— А Вы одни… один пить будете?
— Естес-с-но!
— Ну, если он второго не угощает, то он-не директор, а заместитель.

* — Только обидно. Лакеи смеются:"Вот, нас было четырнадцать, а теперь пятнадцать... с дробью!

* — Неужели это всё арестованные?! Куда ж я их сажать буду?!

Небесные ласточки (1976 г)

Интермедия к комедии-оперетте Ф. Эрве
МАДЕМУАЗЕЛЬ НИТУШ (в фильме интермедию урезали, но не поленитесь прочитать.)

     П о м р е ж .  Что угодно, господин директор?
     Д и р е к т о р .  Скорей сделайте анонс публике. Скажите, что Коринну заменит госпожа Лисичка, и потом расхваливайте ее, расхваливайте ее, не стесняйтесь. Да постойте, покажитесь! О боже, на кого вы похожи?!
     П о м р е ж .  На маму.
     Д и р е к т о р .  Скажите так: милостивые государи и милостивые государыни, негоцианты, фабриканты, коммерсанты, музыканты и балетоманы, господа штатские и господа военные, уважаемое дворянство, почтенное купечество и прочая публика. Говори!
     П о м р е ж .  Милостивые государи и милостивые государыни, негоцианты, фабриканты, балетоманты...
     Д и р е к т о р .  Не балетоманты, а балетоманы. Ны, ны.
     П о м р е ж .  Балетоманы? Балетоманы и музыканы.
     Д и р е к т о р .  Ты, ты.
     П о м р е ж .  Я? И я.
     Д и р е к т о р .  Это черт знает что такое. Дальше!
     П о м р е ж .  Все.
     Д и р е к т о р .  Как — все? Ты же пропустил не меньше четверти!
     П о м р е ж .  Ну уж, не меньше четверти.
     Д и р е к т о р .  Сейчас же скажи публике все, что ты пропустил.
     П о м р е ж .  Сегодня?
     Д и р е к т о р .  Сейчас же, сию минуту.
     П о м р е ж .  С самого начала?
     Д и р е к т о р .  Ну конечно, только поскорей!
     П о м р е ж .  Милостивые государи и милостивые государыни, вот директор говорит, что я сегодня пропустил не меньше четверти, а я от силы пропустил не больше половинки. Вот подсчитайте сами: с самого начала утром я пропустил две стопки...
     Д и р е к т о р .  Ты что, издеваешься надо мной?
     П о м р е ж .  Ну, три, три. А стопки-то у меня зато какие? Вот такие, маленькие.
     Д и р е к т о р .  Это идиот какой-то! Пойми, что ты не должен говорить от себя. Повторяй только то, что я говорю.
     П о м р е ж .  Пожалуйста, мне же лучше!
     Д и р е к т о р .  Повторяй! Вы, наверное, думаете, господа, что путь театрального деятеля...
     П о м р е ж .  Вы, наверное, думаете, господа, что путь театрального деятеля...
     Д и р е к т о р .  ...усыпан розами и лилиями...
     П о м р е ж .  ...усыпан розами и лилиями...
     Д и р е к т о р .  Нет, господа!
     П о м р е ж .  Нет, господа!
     Д и р е к т о р .  На нашем пути очень часто встречаются...
     П о м р е ж .  На нашем пути очень часто встречаются...
     Д и р е к т о р .  ...тернии и крапива.
     П о м р е ж .  ...тернии...
     Д и р е к т о р .  И крапива.
     П о м р е ж .  Тернии... икра... пиво...
     Д и р е к т о р .  Ты с ума сошел? Какая икра?
     П о м р е ж .  Ну, раз вы говорите, что она часто встречается, — наверное, красная.
     Д и р е к т о р .  Неужели ты сам не можешь понять, что в данной речи ни о какой икре не может быть и речи?
     П о м р е ж .  Виноват. Господа! На нашем пути очень часто встречаются тернии и пиво, а ни о какой икре не может быть и речи.
     Д и р е к т о р .  Какое пиво?
     П о м р е ж .  Как какое? Которое после икры осталось. Вы сначала сказали: икра, пиво, потом икру отменили, а пиво осталось.
     Д и р е к т о р .  Я сказал: и крапива, а не икра, пиво. Никакой икры и пива нет.
     П о м р е ж .  И пива нет? Виноват. Господа! Оказывается, на пути театрального деятеля нет ни икры, ни пива — одни тернии.
     Д и р е к т о р .  Повторяй: таким тернием в нашей семье оказалась актриса Коринна.
     П о м р е ж .  Таким тернием в нашей семье оказалась актриса Коринна. Очаровательная женщина!
     Д и р е к т о р .  При одном упоминании этого имени я возмущаюсь и краснею.
     П о м р е ж .  Почему?
     Д и р е к т о р .  Говори: я возмущаюсь и краснею.
     П о м р е ж .  Как?
     Д и р е к т о р .  И краснею.
     П о м р е ж .  Ах вот что! Оказывается, икра с нею. С нами, значит, тернии, а с нею икра, очень хорошо.
     Д и р е к т о р .  Она только что сбежала с полковником. Попойка с полковником оказалась для нее дороже публики.
     П о м р е ж .  Не частите, пореже.
     Д и р е к т о р .  Попойка...
     П о м р е ж .  Что?
     Д и р е к т о р .  Попойка.
     П о м р е ж .  Это вы серьезно говорите?
     Д и р е к т о р .  Конечно, серьезно.
     П о м р е ж .  Ну, если серьезно — пожалуйста. (Поет.)
               К моей жене Мими
               Приехал, черт возьми,
               Раз целый эскадрон,
               Диги-дон, диги-дон.

А еще он писал, сам или в соавторстве, сценарии мультиков, на которых мы росли (Золотая антилопа, Буратино, Снежная королева, Дюймовочка, Двенадцать месяцев, Лягушка-путешественница, Кот, который гулял сам по себе), и поныне актуальные стихи и басни. Хотела добавить хоть одну басню, но пост получится просто бесконечным. Я надеюсь, я вас заинтересовала, и вы сами их найдете. 

Очень советую прочитать пьесу "Самоубийца" или посмотреть видео-спектакль  театра Сатиры (1989 г), его можно найти онлайн в интернете. В 90-е сняли фильм по пьесе - не смотрите эту гадость, не портите себе удовольствие от неимоверных фраз и оборотов Эрдмана.

Надеюсь, вам было интересно.

Анна.

Блоги

Перечитать или Пересмотреть. Спецвыпуск

15:36, 18 декабря 2013

Автор: Annushka_z

Комменты 15

Аватар

"Я Марфушеньку сватаю-сватаю, а все смотрят на Настьку проклятую"))) Спасибо за пост!

Аватар

Спасибо за прекрасный пост!

Аватар

Граждане! Имейте сознание! Катафалк не резиновый! Местов больше нету!спасибочки))

Аватар

Очень интересно, просто прекрасная идея для рубрики! Жду любимого Григория Горина )

Аватар

Спасибо большое ,забрала себе. Тоже люблю его чувство юмора и сатиры)))))

Подождите...