Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
На этой неделе в нашем книжном клубе мы обсуждаем книгу Джонатана Литтелла "Благоволительницы".
Исторический роман французского писателя американского происхождения написан от лица протагониста — офицера СС Максимилиана Ауэ, одного из рядовых исполнителей нацистской программы «окончательного решения еврейского вопроса». Действие романа происходит на Восточном фронте (Украина, Крым, Северный Кавказ, Сталинград), в Польше, Германии и Франции. Роман был написан автором от руки в съемной квартире на Чистых Прудах. В 2006 роман получил Гонкуровскую премию и премию Французской Академии и стал европейским бестселлером.
За роман «Благоволительницы» автор получил Гонкуровскую премию и Большую премию Французской Академии (обе — 2006). Популярный французский журнал Lire («Чтение») назвал роман лучшей книгой 2006 года

Постараюсь по возможности без спойлеров, чтобы никому не испортить впечатление от будущего прочтения.
Это книга об ужасном, кошмарном, нечеловеческом. Но оторваться невозможно. И ты, читая книгу, проходишь путь героя. Сначала ужасаешься, а потом к этому кошмару привыкаешь и воспринимаешь уже как данное, как повседневность и начинаешь в нём жить.
Вроде бы всем известно об ужасах второй мировой войны, но всё больше абстрактно - миллионы убитых и замученных сложно осознать (трагедии одной взятой личности воспринимаются и переживаются более лично и глубоко), гора преступлений всегда где-то за стенкой, в учебниках истории, в исторической хронике, на стёртых фотографиях.
Ауэ - лишний человек, сторонний наблюдатель. Ни в одной компании, ни в каком-либо месте он никогда не становится своим, а всегда стоит чуть-чуть поодаль. Он не ассоциирует себя с какой-то определенной группой, не вписывается в какую-то одну категорию, а люди, меряющие себя именно категориями для упрощения понимая окружающей действительности, всегда остро чувствуют "чужака". Так же как и "свои" его полностью не принимают. Возможно, именно поэтому он наблюдателен и проницателен, подмечает огромное количество мелких деталей, оттенков слов и фраз в беседах коллег и пытается сохранить холодную голову в мире где, кажется, все уже давно сошли с ума.
Он однозначно "не герой". Идея утопичного государства потому и несостоятельна, что его граждане разные по своей сути и не идеальны. Так же неидеален и Ауэ со всеми своими девиациями и расстройствами. Невозможно построить "дивный новый мир" даже в одном человеке, что уже говорить о государстве.
Герой в буквльном смысле проходит все круги ада, у которых на этот раз есть свои названия - Украина, Кавказ, Сталинград, Польша, Франция, Берлин.
Роман проработан очень тщательно, так же как и отсылки к различным учениям, мифам и произведениям искусства. Читатель, который может расшифровать все эти третьи смыслы, аллюзии и оммажи получает несказаное удовольствие. Её можно смаковать и растаскивать на цитаты.
Людям нравится думать, что люди, которые совершали ужасные поступки - сумашедшие, больные на всю голову извращенцы. Человеческий мозг зачастую отказыается принять то, что обычный человек может учинять над другими зверства - защитный психологический механизм требует сразу записать палача в сумашедших, или просто в чудака. Легко всё списать на душевные заболевания. Безусловно, среди людей, учинявших жестокости на войне есть какой-то процент психологически неуравневешенных, но реальность всегда такова, что зачастую это такие же обычные люди, как и мы. Выполняющие свою работу с особой тщательностью, а вечером возвращающиеся домой к любимым и детям.
Читая "Благоволительниц" я постоянно мысленно возвращалась к книге Ханны Арендт "Эйхман в Йерусалиме", где она рассматривает понятие "банальность зла". Назвав Адольфа Эйхмана "ужасно и ужасающим нормальным человеком" Арендт отмечает, насколько "повседневен" и "нормален" был человек, отправивший на смерть невозможное количество людей.
"Преступник не в состоянии взглянуть в лицо реальности, поскольку его преступление – это и есть часть реальности".
"Пытаясь доказать, что все возможно, тоталитарные режимы, сами того не зная, показали, что есть преступления, которые люди не могут ни наказать, ни простить. Когда невозможное сделалось возможным, оно стало ненаказуемым, непростительным абсолютным злом, которое более нельзя было понять и объяснить дурными мотивами своекорыстия, жадности, зависти и скупости, мстительности, жажды власти и коварства, и которое, следовательно, невозможно терпеть во имя любви, простить во имя дружбы, которому нельзя отомстить из чувства гнева."
"Благоволительницы" - большой во всех смыслах роман от очень талантливого молодого писателя, который бьёт по больному, колет иголкой, бередит незаживающее, но как и в случае порезов во рту - язык так и тянется к больному месту. Так же читается и этот роман. Он как крушение поезда, от которого невозможно оторваться, как страшный чахоточный сон, который невозможно не досмотреть. Над страницами книги как будто слышен беззвучный смех Эвменид, наблюдающих и выжидающих своего череда преследовать вчерашних палачей.
Когда туман рассеивается и окружающая реальность перестаёт напоминать фантасмагорию, то люди со временем начинают просыпаться от того жуткого сна, в котором они жили "как будто не сами". Лихорадка спадает, градус снижается, бред рассеивается, жизнь возвращается к своему размеренному ходу, а человек возвращается к той относительной норме, которая ему доступна после массового помешательства, и ему только и остаётся, что оглядеться по сторонам и спросить "А что это было?".
***
На следующей неделе книга Павла Басинского «Бегство из рая»

***






Книжный клуб. Читаем вместе.
22:48, 13 ноября 2013
Автор: Marietta

Комменты 42
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален