Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Доброго воскресного дня всем! На прошлой неделе загадка заключалась в том, чтоб найти схожесть этого произведения с "Преступлением и наказанием" Достоевского. Судите сами. В «Преступлении и наказании» складывается та ситуация «ареста без заключения» (Порфирий Петрович убежден в вине Раскольникова и объявляет ему об этом, но не имеет достаточных доказательств для помещения его под стражу), в которой с самого начала оказывается Йозеф К.
Разбирательство осуществляется на нижних этажах судебной системы, в полицейском участке, расположенном под самой крышей доходного дома. Раскольникову назначено на девять, но он приходит в участок с большим опозданием. У Кафки судебная система также представлена только низшими чиновниками, а канцелярии гнездятся на чердаках доходных домов. Йозеф К. торопится на первое разбирательство тоже к девяти часам, «хотя его даже не вызывали на определенный час», но опаздывает и получает от следователя такой же выговор, как Раскольников от Ильи Петровича Пороха (любопытно, что и защитительное поведение Раскольникова столь же агрессивно, как агрессивно защищает себя герой Кафки на первом слушании).
Герой Достоевского поднимается на самый верх в незнакомое ему прежде помещение по грязной лестнице (на которую отворены кухни всех квартир) и во время разговора с судебным чиновником от духоты теряет сознание (Йозеф К. долго блуждает по лестничным пролетам огромного дома, прежде чем добраться до зала, где проходит первое слушание его дела, а во время визита в судебную канцелярию тоже не выносит спертого воздуха и лишается чувств). Следователь неожиданно спрашивает героя Кафки, не является ли он маляром (у Достоевского маляр Николка берет на себя вину за страшное преступление, совершенное Раскольниковым). Порфирий Петрович просит Раскольникова – на случай, если тот вдруг решит кончить жизнь самоубийством – оставить записку. И у Кафки герой вдруг «становится на точку зрения стражи» и размышляет, что у него есть «десяток способов покончить с собой».
В романе Кафки герой после объявленного ему ареста напряженно ждет, подаст ли ему руку при прощании хозяйка пансиона фрау Грубах. И Родион Раскольников обращает внимание на жест Порфирия Петровича, протягивающего ему при встрече обе руки, но не дающего ни одной. По-моему, слишком много аналогий, чтоб списать это на совпадения. Правильный ответ дала grigorewka.
Процесс / The Trial

Меня готовили морально к тому, что книга абсурдна и читается с трудом. Ну, я не могу сказать, что всё так мрачно, как представлялось мне сначала. Читается вполне нормально. Просто скучно, так как сюжет монотонный. Ощущения были такие, как будто ты стоишь в длинной очереди в тесном коридоре некоего муниципального учреждения, которая продвигается так же медленно, как и сюжетная линия. Вроде нет желания развернуться и уйти, но при этом маешься в ожидании движения вперед. Вот я всю книгу ждал, когда начнется самое интересное, то бишь само заседание над обвиняемым непонятно в чем главным героем. К сожалению, я этого не дождался. Всю книгу идет (скорее не идет, а топчется на месте) какая-то подготовка к процессу. А потом бац! Всё уже закончилось, не успев толком начаться.
Сам автор не был доволен своими рукописями, поэтому прекратил работу над этим романом. И я считаю, что это было разумное решение. Зачем продолжать толочь воду в ступе?! В романе нет целостности. Он обрывочный. Тут нет никакой завязки. Зато есть слишком много вопросов. Почему именно К. стал главным героем? Как он жил раньше? В каком суде рассматривается дело К. (арбитражный, административный или вообще высший духовный)? Здесь нет ни малейшего намека на действующее законодательство или на систему моральных ценностей. Сам читатель не может оспорить решение суда, потому что он понятия не имеет, за что судят главного героя и виноват ли он в этом. Перед нами просто факт существования некоего органа абсолютной власти.
Наверное, многие задаются вопросом, почему К. не защищался и покорился системе, которую мог бы и не признавать вовсе. Ну, его поведение вполне логично, на мой взгляд. Ты можешь быть уверен в своей невиновности только тогда, когда знаешь, в чем именно тебя обвиняют. А обвинить тебя могут в чем угодно. "Зачем тогда нужен суд и адвокаты, если есть палач?", - подумают некоторые читатели. И это очень интересный вопрос в контексте книги, который я бы назвал риторическим. Как показывает "Притча о привратнике", на каждую ситуацию существует несколько разных, но одинаково верных взглядов. Поэтому с полной уверенностью при любом раскладе можно утверждать, что правосудие состоялось.
Мне понравилась "Притча о привратнике", но её можно прочитать отдельно. Весь "Процесс" в целом меня не увлек. Я считаю эту книгу одной из самых переоцененных. Для меня суть романа заключена в одной единственной притче. Каждый видит то, что хочет видеть. Поэтому неудивительно, что читатель, ищущий глубину, таки находит её, вкладывая свой собственный смысл в произведение. Но чья это заслуга: Кафки или читателя? Я думаю, что ответ очевиден.
Кому будет интересна книга? Литературоведам. Вот они могут вдоволь насладиться проведением аналогий и аллюзий на личную жизнь Франца, искать вину главного героя, выдвигать теории о прототипе фройляйн Бюрстнер (в рукописи были указаны только первые буквы, поэтому одни утверждают, что Кафка писал о своей невесте Фелице Бауэр, а Канетти считал, что имелась ввиду фройляйн Блох, то бишь его подруга Грета) и т.п.
Если рассматривать этот роман сквозь призму биографии автора, то я буду
солидарен с теорией Хорста Биндера. Мне кажется, что Франц чувствовал свою
вину за расторжение помолвки с Фелицей, поэтому ему выносят вердикт именно в
комнате ф. Б., поэтому он в конце видит силуэт женщины, напоминающий фройляйн
Бюрстнер, и перестаёт сопротивляться. Этот силуэт стал напоминанием его вины,
за которую он несет свое заслуженное наказание.
-----
Цитаты:
Вина сама притягивает к себе правосудие.
* * *
Пусть я и опоздал, но ведь я уже тут.
* * *
Много добра взял с собой поселянин, и все, даже самое ценное, он отдает,
чтобы подкупить привратника. А тот все принимает, но при этом говорит:
"Беру, чтобы ты не думал, будто ты что-то упустил".
* * *
- Это Правосудие, - объяснил наконец художник.
- Да, теперь узнаю, - сказал К. - Вот повязка на глазах, а вот и чаши весов.
Но, по-моему, у нее крылышки на пятках, и она как будто бежит!
- Да, сказал художник, - я ее написал такой по заказу. Собственно говоря,
это богиня правосудия и богиня победы в едином лице.
- Не очень-то правильное сочетание, - сказал К. с улыбкой. - Ведь богиня
правосудия должна стоять на месте, иначе весы придут в кол:)ие, а тогда
справедливый приговор невозможен.
* * *
Приговор не выносится сразу, но разбирательство постепенно переходит в
приговор.
-----
Анонс-подсказка: Сегодня я придумал совсем простенькую загадку. Прототипом главного героя следующей книги был доктор, а сам главный герой стал прототипом другого известного доктора. Вот такой замкнутый круг получился. Жду ваших вариантов.
1001 Books You Must Read Before You Die
16:59, 9 июня 2013
Автор: Kvertoff

Комменты 33
шерлок холмс
Читала эту книгу очень давно, и она оставила о себе очень тяжелое впечатление. Когда я училась, нам по литературе надо было многое читать, и именно тогда я прочитала книги, дочитать которые позже у меня не хватило бы терпения. Вот эта - точно из них. Но для меня весь абсурд книги в том, что вина-то незаслуженная, просто человека взяли и посадили, а он даже не знает, за что. Аналогии, конечно, напрашиваются
Честно пыталась прочитать Процесс к сегодняшнему дню. В юности когда-то начинала и забросила, дай, думаю, еще раз начну. И снова потерпела поражение. К тому же купила нового Дэна Брауна Инферно, так что, к сожалению, Кафка отложен до лучших времен. Шерлока ХОлмса обожаю беззаветно, жду с нетерпением следующего воскресенья.
У Кафки читала только "Превращение", я прочитала эту книгу часа за 1,5-2, но она меня очень сильно зацепила.
удивительно, какие разные вкусы. Я терпеть не могу фантастику и мистику и все что с этим связано в литературе, но взахлеб проглотила "замок" и потом "процесс" без перерыва и точно могу сказать ни от одной книги мне не было так трудно оторваться. Превращение тоже понравилось. Но еще лучше у него его маленькие прозы. Наверно мне стоит начать читать Кинга)) Очень хорошо помню все детали с лестницей в обоих произведениях, но все равно бы не догадалась. По поводу "процесса" - я считаю книга достойна 1001 мастрид, потому что она необычная, я лично терзалась сотнями вопросов пока читала